суббота, 27 апреля 2019 г.

Развитие УУД через современные формы организации образовательного процесса

Сегодня общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Зачем учить? В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» прозвучало, что школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать», то есть сформировать самостоятельную личность.
В основе умения учиться лежат универсальные учебные действия (УУД). Именно они и обеспечивают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  Теоретико-методологическим основанием формирования УУД служит системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Современные требования к выпускнику школы предполагают переход к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Как показывают исследования ученых, для того, чтобы обучение дало развивающий эффект, необходимо создать условия, при которых ученик вовлекается в активную деятельность и общение.
К сожалению, традиционная форма проведения урока не всегда позволяет организовать эффективно самостоятельную деятельность учеников: время такой работы составляет 15-20% от всего времени занятия. Таким образом, возникает проблема несоответствия современных целей школьного образования (умение учиться на протяжении всей жизни) и тех форм организации учебно-познавательной деятельности, которые должны привести к их достижению.
Кроме того каждый день жизнь сталкивает нас с проблемами, ставит перед нами какие-то задачи. От умения эффективно их решать зависит качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом.  Поэтому хочется, чтобы наши ученики обладали всеми навыками решения проблем: умели получать и обрабатывать информацию, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в незнакомой ситуации. Кажется, что нет такой науки, кроме жизненного опыта, которая бы этому учила. Но это не так. Как учителю мне понятно, что математика уже сама по себе открывает огромные просторы для развития аналитического, логического и творческого мышления. Значит, важным теперь становится вопрос не «Что?», а «Как?», а акцент в преподавании перемещается с знаниевого аспекта на деятельностный; тем самым формируются математические компетенции.
Таким образом, передо мной стояла задача: найти такие средства, которые помогут, обучая математике, научить детей чему-то большему, в частности, умению справляться с разного рода проблемами. Основным инструментом учителя на уроке математики является задача. Это и предмет исследования, и средство обучения. Значит, чтобы задача помогала  научить и научиться решать проблемы, она сама должна быть проблемной.
Можно предположить, что осознанный отбор форм организации учебно-познавательной работы учащихся будет способствовать развитию УУД как основы умения учиться. При этом необходимо учитывать не только богатый отечественный, но и передовой зарубежный опыт.

 Развитие УУД через современные формы организации образовательного процесса

Комментариев нет:

Отправить комментарий